понедельник, 23 января 2012 г.

Джонатан Ригби о "Четырёхстороннем треугольнике"

Все основные факты о фильмах "Хаммер", детали съёмок и цитаты актёров и режиссёров давно изложены в специальных исследованиях и монографиях. Существует даже, как вы наверняка знаете, чётко очерченный круг официальных историков и специалистов в этой области. К ним, в частности относится и Джонатан Ригби (Jonathan Rigby), английский кинокритик и автор нескольких книг о жанре "хоррор" в американском и английском кино, а также биографии Кристофера Ли. Переводы его статей я тоже буду периодически выкладывать. Ниже предлагаю вашему вниманию небольшую выдержку из статьи в журнале "Hammer Horror" №1 (1995), редактором которого был небезызвестный Маркус Хёрн (Marcus Hearn) - о фильме "Четырёхугольный треугольник" (1953).
Четырехсторонний треугольник / Four Sided Triangle (1953)
Страна: Великобритания
Жанр: фантастика, мелодрама
Год выпуска: 1953
Продолжительность: 1:28:21


В ролях:
Барбара Пэйтон (Лина Мейтленд/Елена)
Джеймс Хэйтер (Доктор Харви)
Стивен Мюррэй (Билл Леггет)
Джон Ван Эйссен (Робин Грант)
Перси Мармот (Сэр Уолтер)

РежиссерТеренс Фишер
ПродюсерМайкл Каррерас, Александр Паал
СценарийПол Табори, Теренс Фишер
КомпозиторМалькольм Арнольд
Оператор: Реджинальд Уиер

Сюжет: Билл и Робин вместе с подругой Линой создают "воспроизводитель", который может точно дублировать любой объект. Изобретение ждёт большое будущее, но Билл потрясён женитьбой Лины и Робина. Влюблённый в Лину с детства, он решает исправить ситуацию при помощи радикального эксперимента...
Фактически Четырёхсторонний тругольник является первым science-fiction триллером Hammer и имеет много общего с Франкенштейн создал женщину (1967) того же Фишера. Кроме того, фильм интересен встречающимися в фильмах Hammer Джоном Ван Эйссен и Джеймсом Хэйтером. (©)

«...
Когда в 1975 году у Теренса Фишера спросили, нет ли у него ощущения, что «хаммеровские» ужасы постоянно сбивают его карьеру с верного пути, он ответил: «Это меня вовсе не отвлекало. До этого момента я искал направление режиссуры, которое бы у меня получалось. Проклятие Франкенштейна создало перспективу для моей карьеры».
При просмотре некоторых фильмов из «до-готической» фильмографии Фишера возникает некое предчувствие тематики и образов, которые должны были занять центральное место в этом прибыльном «отвлечении» - в таких фильмах, как Прощание на ярмарке, Украденное лицо и – возможно, наиболее очевидный пример – Четырехсторонний треугольник (иногда упоминаемый в США под названием Чудовище и Женщина). «Должен сознаться в некоторой слабости к этому фильму», позже утверждал он.

Это была одна из двух картин (Западня была второй), сценарий к которым был написан Фишером в соавторстве с Полом Табори, и которые были выпущены «Хаммер» совместно не с Робертом Л. Липпертом, как это было принято в начале 50-х годов, а с Александром Паалом. Действительно, его имя фигурирует в титрах фильма, а «Хаммер» не упоминается вообще. Восемнадцать лет спустя он выпустит кардинально противоположную Графиню Дракула.
Вспоминая первый научно-фантастический опыт «Хаммер», сопродюсер Майкл Каррерас сказал: «Было немного больше волнения при подготовке – уровень моего адреналина безусловно был выше, нежели в предыдущих фильмах. Я увидел большой потенциал в использовании спецэффектов. Я вторгался в неизвестную доселе область».
Фильм бюджетом в 25 тысяч фунтов снимался в течение пяти недель в августе и сентябре 1952 года – что было лучше двадцати дней, обычно выделяемых «Хаммер» Теренсу Фишеру в то время. Дешевизна фильма очевидна с самых вступительных титров: «Свадебный гардероб предоставлен «ООО Аренда одежды для молодожёнов, Лондон» - предположительно  костюмеры отказались от платы за аренду в обмен на рекламу в фильме. Фишер, без сомнения, остро ощущал финансовое давление. Во время съёмок на натуре в бухте Лулворт в городке Уэймут дождь лил без остановки, однако Фишер продолжал снимать выписанную из-за кордона голливудскую старлетку Барбару Пэйтон, не взирая на непредвиденный душ.

«Хаммер» собрала крепкую команду. 25-летняя Пейтон («редко когда убедительная» по выражению журнала «Мансли Филм Буллетин» - далее «МФБ») поклонникам жанра была знакома с выпущенной годом ранее Невесты гориллы Курта Сиодмака, в котором она очутилась в плену далеко зашедших обезьяних импульсов Раймонда Бёрра. Её кандидатура на главную роль отвечала стандартам «Хаммер», а также была вложением студии в американский рынок, на данном этапе по-прежнему необходимым. У «Хаммер» она также снялась в Парне Фланагане (Коварная блондинка),  но «предвидения» Каррераса относительно того, что она «станет международной секс-бомбой», так  никогда полностью и не сбылись. Она умерла в 1967 году.

Джеймс Хейтер, выбранный на роль доктора Харви, тогда ещё не отошёл от триумфа ролей брата Тука и господина Пиквика.
Спустя пятнадцать лет он повторно появится в первой из ролей в Вызове Робин Гуду и мелькнёт в эпизоде Ужаса Франкенштейна. Конечно же, ещё он станет рекламным голосом «исключительно вкусных пирожных» фирмы Mister Kipling.

Исполнивший роль приёмного сына доктора Харви Стивен Мюррей всего за несколько месяцев до этого играл короля Лира в Олд Вике и был в свои сорок лет всего на пять лет моложе Хейтера. Такой выбор может показаться удивительным, однако Мюррею, тем не менее, удалось создать убедительный образ «упуленного» и неуравновешенного Билла («Настоящее мясо, без добавок», иронизировали «МФБ»). Позже он проведёт пятнадцать лет у руля радио-ситкома Флотский жаворонок на «Би-Би-Си», но там его успехи уже будут сродни успехам Кушинга на телевидении – актёр средней популярности.
Выбранный на неблагодарную роль Робина – как следствие, обделённый вниманием – 27-летний южноафриканский актер Джон ван Эйссен позже появится у «Хаммер» в Коутермассе 2, Человеке с собакой и, конечно же, в заметной роли Джонатана Харкера в Дракуле. Впоследствии он был одним из крупных функционеров британского отделения «Коламбиа Пикчерс» и спутником Ингрид Бергман в её последние годы.
Грустная деталь: двое исполнителей мужских ролей Четырехстороннего треугольника умерли на одной неделе весной 1983 года - Джеймс Хейтер 27 марта, и Стивен Мюррей 1 апреля, спустя около тридцати лет после выхода фильма на экраны в мае 1953 г. (одновременно в Великобритании и США). Публикой фильм был принят лучше, чем прессой...
«Вэрайети»: «Даже попытка оправдать основную идею... какими-то там научными фокусами-покусами тщетна при такой сумбурной концовке. Всё вязнет из-за нудности большого количества эпизодов и недостатка юмора».
«Нью-Йорк Таймс»: «Пара молодых ученых ... усовершенствовали «воспроизводитель», машину, которая может создавать копии буквально всего на свете, включая Барбару Пэйтон. И это едва ли не единственное, хоть и приятное, свойство  этого импортного кино… Как замечает один из героев: "Это беспорядок".
Несколько месяцев спустя, телеканал «Би-Би-Си» заполнит Экспериментом Куотермаса Найджела Нила гостиные страны, а «Хаммер» вдохновится более  «животным»  подходом к научной фантастике – с сертификацией «Х»…
...»
Джонатан Ригби (Jonathan Rigby), перевод  Oneinchnales


Отличия от романа
"Четырёхсторонний треугольник" имеет некоторые отличия от оригинального романа Уильяма Ф. Темпла. В романе девушка-двойник (по имени Долли) впадает в депрессию из-за брака с Биллом, так как влюблена в Робина. У неё случается нервный срыв, и, чтобы оправиться, она едет отдыхать с Биллом. По их возвращении Билл начинает работать над электрогенератором и погибает от его взрыва. 

Лина пытается убедить Робина принять и её, и Долли, но он отказывается. Пару недель спустя, когда девушки занимаются дайвингом, происходит несчастный случай. Одна из них погибает, а другая серьёзно ранена. Доктор Харви и Робин поражены тем, что оставшаяся в живых девушка не может вспомнить ничего после процедуры "копирования". Предположительно, это - Долли, так как она подавлена неприятными воспоминаниями. Из записей Билла доктор Харви узнаёт об отметинах на шее Долли и говорит об этом Робину, убеждая его, что оставшаяся в живых - Лина.
В эпилоге, доктор Харви признаётся, что обнаружил ещё одну записку, в которой Билл вспоминает, что во время их отдыха Долли удалила отметины при помощи пластической операции. Но ради счастья Робина и Долли он уничтожает эту записку." (wikipedia)


Постеры и лоббикардс:

Обложки DVD-изданий


Ресурсы: ↓ Рутрекер ↓.


Скриншоты

Комментариев нет:

Отправить комментарий