четверг, 22 августа 2013 г.

Стэнли Бейкер / Stanley Baker

Стэнли Бейкер снялся в одном из самых лучших, если не в самом лучшем творении студии Хаммер - полицейском триллере "Адский город".

Сэр Стэнли Бейкер (28 февраля 1928 г. - 28 июня 1976 г.), уэльский (валлийский) актёр и кинопродюсер

Годы активной деятельности 1943-1975
Супруга Эллен Леди Бейкер

Начало карьеры

Ранние годы

Уильям Стэнли Бейкер родился в Ферндейле, Ронда Вэлли, Гламорган в Уэльсе и был самым младшим из троих детей. Его отец был шахтёром, который потерял ногу в результате аварии в шахте, но остался работать в качестве оператора подъемника на шахте до своей смерти. По собственному признанию Бейкер рос "дикарём», интересовавшимся только "футболом и боксом», однако его художественные способности в раннем возрасте были замечены местным учителем, Глинном Морсом, который и посоветовал Бейкеру заняться актёрством. Когда ему было 14 лет он сыграл в школьном спектакле и был замечен ассистентом режиссёра по подбору актёров студии «Илинг» (Ealing Studios), который рекомендовал его на роль в фильме Под прикрытием (1943) о войне югославских партизан в Сербии. Бейкер получил 20 фунтов в неделю и «подхватил вирус», решив стать профессиональным актёром. Спустя шесть месяцев Бейкер появился с Эмлином Уильямсом в пьесе на Вест-Энде под названием Отдых друида, в котором также играл молодой Ричард Бёртон.
В то время Бейкер работал учеником электрика, но в 1944 году с помощью Морса ему удалось получить место с Бирмингемском репертуарном театре. Он задержался там на три года, пока не был призван на военную службу в 1946 году. Бейкер служил в службе тылового обеспечения сухопутных войск до 1948 года, дослужившись до звания сержанта. После демобилизации он переехал в Лондон, решив возобновить свою актёрскую карьеру. Впоследствии по рекомендации Ричарда Бёртона он был утверждён на небольшую роль в спектакле Приключенческая история на Уэст-Энде драматурга Теренса Раттигана, а потом начал появляться в кино и на телевидении, продолжая играть на сцене Репертуарной компании Миддлсекса. Он был поражён, когда был выбран на роль помощника боцмана в снимаемом Голливудом Капитане Горацио Хорнблауэре (1951).

Популярность
Бейкер находился в Нью-Йорке и играл в пьесе Кристофера Фрая Сон заключенных, читая роман Жестокое море. Привлеченный идеей  сыграть неприятного и трусоватого Беннетта, он добился этой роли в киноверсии 1953 года. Успех фильма укрепил кинорепутацию Бейкера и повлёк за собой предложение Голливуда заменить заболевшего Джорджа Сандерса в роли сэра Мордреда в дорогом эпике Рыцари Круглого Стола (1953).
Рыцари круглого стола (1953)
Исполнение Бейкера было встречено одобрительно, и вскоре он сформировал для себя своеобразную нишу, играя злодеев в фильмах вроде Ад ниже нуля (1954).
Ад ниже нуля (1954)
В фильме 1954 года Добро умирает в зародыше Бейкер сыграл главную роль травмированного бывшего боксёра.
Добро умирает в зародыше (1954)
Его карьера получила ещё один импульс, когда Лоуренс Оливье выбрал Бейкера на роль Генриха Тюдора в Ричарде III (1955). Он продолжал играть заметные роли в других голливудских костюмных эпиках: Ахилла в Елене Троянской (1956) и Аттала в Александре Великом (1956), он также исполнил роль Рочестера в телевизионной адаптации Джейн Эйр (1956).

Слава
Бейкер, наконец, отделался от второстепенных ролей после утверждения на главную роль в фильме Сая Эндфилда Адские водители (1957).
Адские водители (1957)
Режиссёр уже работал с Бейкером на съёмках фильма Ребёнок в доме (1956) и в общей сложности снял шесть фильмов с актёром. Успех Адских водителей сделал Бейкера звездой, а зрители выбрали его седьмым по популярности британским актером 1957 года. Бейкер продолжил появляться в ролях жёстких анти-героев, как правило, разных авторитетных личностей в таких популярных фильмах, как Площадка насилия (1958), Морская ярость(1958), Вчерашний враг (1959) и Свидание вслепую (1959). Последний стал первым из четырёх, сделанных в  сотрудничестве с режиссёром Джозефом Лоузи (самым любимым из которых был Уголовник (1960). Он также снялся у Вэла Геста, Ральфа Томаса и Роберта Олдрича в двух фильмах каждого.
После Холмов гнева (1959) Роберта Олдрича Бейкер сказал, что режиссёр предложил ему сняться в 28-серийном фильме об англичанине в Нью-Йорке, но он отказался, чтобы остаться в Великобритании. В 1961 году Бейкеру была предложена роль суперагента Джеймса Бонда в намечающемся фильме Доктор Но, но тот отказался, не пожелав подписывать контракт на три картины. Возможно, он сожалел об этом решении, потому что несколько лет спустя просил продюсера Альберта Брокколи о роли злодея в одном из фильмов. Тем не менее, в 1961 году он был выбран на роль бывалого наёмника "Мясника Брауна" в военно-героическом блокбастере Пушки Навароне.


Пушки Навароне (1961)


Продюсер
Бейкер захотел сам заниматься производством фильмов, и с этой целью основал собственную компанию, «Даймонд Филмз». На съёмках Содома и Гоморры (1963) он завязал отношения с Джозефом Е. Ливайном, который помог ему собрать деньги на Зулусов (1964) Эндфилда.
Зулусы (1964)
Фильм имел огромный успех в прокате и помог стать звездой Майклу Кейну. Бейкер сыграл главную роль лейтенанта Джона Чарда, которая до сих пор остается его самой запоминающейся ролью. С 1972 года до своей смерти в 1976 году Бейкер владел его наградами - Крестом Виктории и Медалью за Зулусскую войну (Чард умер в возрасте 49 лет в 1897 году и был всего на год старше Бейкера на момент его смерти, оба умерли от рака).
Затем Бейкер снялся ещё в двух фильмах в Африке - Дингака (1965) и Пески Калахари (1965), последний также и продюсировал, однако ни один из них не повторил успеха Зулусов. Планировавшиеся киноверсия романа Уилбура Смита Когда пируют львы и история об эпохе англо-бурской войны Боевые кони так и не были сняты.
Затем Бейкер совместно с Майклом Дили сформировал новую кинокомпанию «Оукхёрст Продакшнс» (Oakhurst Productions), которая выпустила такие фильмы как Ограбление (1967),
Ограбление (1967)
Ограбление по-итальянски (1968) и Где Джек? (1969). В некоторых из них Бейкер снялся сам, параллельно продолжая играть в фильмах других продюсеров, создавая такие прекрасные работы как, к примеру, в Несчастном случае Джозефа Лоузи (1967).
Несчастный случай (1967)

Более поздняя карьера
В 1970-х Бейкер расширил свои деловые интересы. Он был одним из членов-учредителей телеканала «Харлек Телевижн» (Harlech Television) и продолжал быть его директором вплоть до своей смерти. С Майклом Дили и Барри Спилкингсом он создал компанию «Грейт Вестерн Энтерпрайзис» (Great Western Enterprises), которая участвовала в ряде проектов в развлекательной сфере, в частности, в проведении музыкальных концертов и приобрёл большое здание на берегу Темзы. Они также были частью консорциума, купившего кинокомпании «Бритиш Лайон Филмз» (British Lion Films) и «Шеппертон Филмс» (Shepperton Studios), продав их здания с целью финансирования. В 1972 году Бейкер сказал:

"Я люблю бизнес за его активность, целеустремлённость. Актёрство удовлетворяет эго, (но) настоящий драйв - в бизнесе ... Я до сих пор удивляюсь своим успехам в бизнесе".

Однако Бейкер стал жертвой неправильного выбора времени. В конце 1960-х годов британская киноиндустрия вошла в серьезный спад, и многие картины «Оукхёрст филмз» оказались неудачными в прокате; планы снять костюмированную драму Чёрное солнце режиссера Гордона Флеминга не увенчались успехом. Его попытки экспансии в музыкальные фестивали в конечном счете оказались катастрофическими - поп-фестиваль Great Western Bardney в Линкольне принёс убытки в 200 000 фунтов. В конце 1973 года британский фондовый рынок потерпел крах, погрузив утонувшую в долгах «Бритиш Лайон» в смятение. Бейкер был вынужден продолжать сниматься, чтобы оплачивать счета, часто принимая роли в проходных фильмах, отрицательно влиявших на его статус звезды. Его сын Глинн позже сказал:

"Чтобы сохранять компанию на плаву моему отцу приходилось принимать все предложения, снимаясь в ошеломляюще плохих поделках вроде итальянско-венесуэльской Попси Поп или Ящерицы в женском обличье (оба 1971), последний - из разряда полной бессмыслицы. Даже в самый вялый период у Стэнли работало не менее 100 сотрудников. Так мы и работали – берём деньги, лепим этот мусор в надежде, что никто никогда его не увидит".

По словам Майкла Дили, финансисты «Бритиш Лайон» не были довольны участием Бейкера в управлении компанией, так как чувствовали, что его внимание было больше сосредоточено на актёрской карьере. К концу своей жизни Бейкер снизил свою предпринимательскую активность и работал больше как актёр, принимая роли в телевизионных сериалах, в том числе в двух телеспектаклях Месячной серии «Би-Би-Си»: Тайная подмена и Робинзон Крузо (оба 1974). Уэльская экранизация «Би-Би-Си» Как зелена была моя долина (1975-76) была одной из его последних ролей. Однако незадолго до смерти он планировал начать съёмки приквела Зулусов Рассвет зулусов.
В своей книге Британские характерные киноактёры 1982 года Теренс Петтигрю вспоминает, что "поначалу Бейкер играл крепких и вспыльчивых грубиянов из низших сословий. Он элегантно превратился в компетентного тяжеловеса в голливудском стиле, перед тем как его боссы, желая добиться международной популярности Бейкера, пригладили его харизму, сделавшую его звездой. Но при трансформации часть этих великолепных шероховатостей и устрых углов исчезла."

Личная жизнь
Он был близким другом и собутыльником другого уэльского актёра Ричарда Бертона. Хотя некоторые говорили, что оба учились в школе у одного и того же учителя, который поощрял их театральные способности, на самом деле, учителем и наставником Бейкера был Глин Морс из Ферндейла, тогда как Бёртон учился у Филиппа Бёртона.
В 1950 году Бейкер женился на актрисе Эллен Мартин, с которой его познакомил Бёртон. Отношения продолжались до самой его смерти, и в их браке родилось четверо детей: близнецы Мартин и Салли, а также Глин и Адам.
Вне экрана Бейкер был убеждённым социалистом и дружил с премьер-министром-лейбористом Гарольдом Вильсоном. Он был ярым противником уэльского национализма и даже записывал телепередачи в поддержку уэльской лейбористской партии. Невзирая на свои левые социалистические взгляды Бейкер получал огромные гонорары и имел большой дом в Испании, а его дети обучались в дорогих частных школах, за что он подвергался ожесточённой критике. В 1960-х годах он подумывал об эмиграции по соображениям снижения налогового бремени, но в итоге решил, что ему будет слишком не доставать Британии. Многие из его друзей считали, что попытками трансформировать себя в бизнесмена Бейкер навредил своей актерской карьере. В интервью незадолго до смерти он признался, что всю свою жизнь был азартным игроком, хотя, тем не менее, у него всегда было достаточно денег, чтобы заботиться о семье.
27 мая 1976 г. было объявлено, что Бейкер будет удостоен рыцарского звания в соответствии со спорным наградным списком подавшего в отставку Вильсона, известным как Лавандовый список, однако до церемонии не дожил.



Смерть
Бейкер был заядлым курильщиком сигарет и сигар. Ему был поставлен диагноз рака легких 13 февраля 1976 года. В конце того же месяца он перенёс операцию, однако, рак распространился на кости, и в том же году Бейкер умер от пневмонии в Малаге, Испания, в возрасте 48 лет. Он был кремирован в крематории Патни Вэйл, но его прах был развеян с вершины Ллэнвонно над его любимым Ферндейлом. Незадолго до его смерти он сказал своей жене:

"У меня нет никаких сожалений, у меня была фантастическая жизнь. Ни у кого  не было жизни фантастичнее моей. С самого начала жизни я был окружён любовью.. Я - сын уэльского шахтёра и был рождён в.. любви, женился по любви и всю свою жизнь прожил в любви».

Бейкер несколько раз фигурировал в ежегодных опросах британских кинозрителей в списке самых популярных звёзд национального кино:

• 1957 - 7-е место по популярности среди британских звёзд 
• 1958 - 10-е место по популярности среди британских звёзд
• 1959 - 4-е место по популярности среди британских звёзд
• 1960 - 8-я место место по популярности среди звёзд в Великобритании независимо от национальности

Награды
• 1959 BAFTA (награда Британской академии кино и телевизионных искусств) - номинация «Лучший британский актёр» за фильм Вчерашний враг.
Источник: Википедия (перевод мой)


Фильмография Хаммер:
Молочник в фильме Ливень (1951)


Джо в фильме Дело Росситера (1951)


1-й репортёр в фильме Whispering Smith Hits London (1952)


Капитан Лэнгфорд
в фильме 
Вчерашний враг (1959)

Инспектор Гарри Мартино
в фильме 
Адский город (1960)



1 комментарий: