Стэнли
Бейкер снялся в одном из самых лучших, если не в самом лучшем творении студии Хаммер - полицейском триллере "Адский город".
Сэр Стэнли Бейкер (28 февраля 1928 г. - 28 июня 1976 г.), уэльский
(валлийский) актёр и кинопродюсер
Исполнение
Бейкера было встречено одобрительно, и вскоре он сформировал для себя
своеобразную нишу, играя злодеев в фильмах вроде Ад ниже нуля (1954).
В фильме
1954 года Добро умирает в зародыше Бейкер сыграл главную роль травмированного
бывшего боксёра.
• 1960 - 8-я место место по популярности среди звёзд в Великобритании независимо от национальности
Годы активной деятельности 1943-1975
Супруга Эллен Леди Бейкер
Супруга Эллен Леди Бейкер
Начало
карьеры
Ранние годы
Уильям Стэнли Бейкер родился в Ферндейле, Ронда Вэлли, Гламорган в Уэльсе и был
самым младшим из троих детей. Его отец был шахтёром, который потерял ногу в
результате аварии в шахте, но остался работать в качестве оператора подъемника
на шахте до своей смерти. По собственному признанию Бейкер рос "дикарём»,
интересовавшимся только "футболом и боксом», однако его художественные
способности в раннем возрасте были замечены местным учителем, Глинном Морсом,
который и посоветовал Бейкеру заняться актёрством. Когда ему было 14 лет он сыграл в школьном
спектакле и был замечен ассистентом режиссёра по подбору актёров студии «Илинг»
(Ealing Studios), который рекомендовал его на роль в фильме Под
прикрытием (1943) о войне югославских
партизан в Сербии. Бейкер получил 20 фунтов в неделю и «подхватил вирус»,
решив стать профессиональным актёром. Спустя шесть месяцев Бейкер появился с
Эмлином Уильямсом в пьесе на Вест-Энде под названием Отдых друида, в котором
также играл молодой Ричард Бёртон.
В то время Бейкер работал учеником электрика, но в 1944 году с помощью Морса
ему удалось получить место с Бирмингемском репертуарном театре. Он задержался
там на три года, пока не был призван на военную службу в 1946 году. Бейкер
служил в службе тылового обеспечения сухопутных войск до 1948 года, дослужившись
до звания сержанта. После демобилизации он переехал в Лондон, решив возобновить
свою актёрскую карьеру. Впоследствии по рекомендации Ричарда Бёртона он был утверждён
на небольшую роль в спектакле Приключенческая история на Уэст-Энде драматурга
Теренса Раттигана, а потом начал появляться в кино и на телевидении, продолжая играть
на сцене Репертуарной компании Миддлсекса. Он был поражён, когда был выбран на
роль помощника боцмана в снимаемом Голливудом Капитане Горацио Хорнблауэре (1951).
Популярность
Бейкер находился в Нью-Йорке и играл в пьесе Кристофера Фрая Сон заключенных,
читая роман Жестокое море. Привлеченный идеей сыграть неприятного и трусоватого
Беннетта, он добился этой роли в киноверсии 1953 года. Успех фильма
укрепил кинорепутацию Бейкера и повлёк за собой предложение Голливуда заменить
заболевшего Джорджа Сандерса в роли сэра Мордреда в дорогом эпике Рыцари Круглого
Стола (1953).
Рыцари круглого стола (1953) |
Ад ниже нуля (1954) |
Добро умирает в зародыше (1954) |
Его карьера получила ещё один импульс, когда Лоуренс Оливье выбрал
Бейкера на роль Генриха Тюдора в Ричарде III (1955). Он продолжал играть заметные роли в других
голливудских костюмных эпиках: Ахилла в Елене Троянской (1956) и Аттала в Александре
Великом (1956), он также исполнил роль Рочестера в телевизионной адаптации Джейн
Эйр (1956).
Слава
Бейкер, наконец, отделался от второстепенных ролей после утверждения на главную
роль в фильме Сая Эндфилда Адские водители (1957).
Режиссёр уже работал с
Бейкером на съёмках фильма Ребёнок в доме (1956) и в общей сложности снял шесть
фильмов с актёром. Успех Адских водителей сделал Бейкера звездой, а зрители
выбрали его седьмым по популярности британским актером 1957 года. Бейкер продолжил
появляться в ролях жёстких анти-героев, как правило, разных авторитетных
личностей в таких популярных фильмах, как Площадка насилия (1958), Морская
ярость(1958), Вчерашний враг (1959) и Свидание вслепую (1959). Последний стал
первым из четырёх, сделанных в
сотрудничестве с режиссёром Джозефом Лоузи (самым любимым из которых был
Уголовник (1960). Он также снялся у Вэла Геста, Ральфа Томаса и Роберта
Олдрича в двух фильмах каждого.
Адские водители (1957) |
После Холмов гнева (1959) Роберта Олдрича Бейкер сказал, что режиссёр
предложил ему сняться в 28-серийном фильме об англичанине в Нью-Йорке, но он
отказался, чтобы остаться в Великобритании. В 1961 году Бейкеру была предложена
роль суперагента Джеймса Бонда в намечающемся фильме Доктор Но, но тот
отказался, не пожелав подписывать контракт на три картины. Возможно, он сожалел
об этом решении, потому что несколько лет спустя просил продюсера Альберта
Брокколи о роли злодея в одном из фильмов. Тем не менее, в 1961 году он был выбран
на роль бывалого наёмника "Мясника Брауна" в военно-героическом блокбастере
Пушки Навароне.
Бейкер захотел сам заниматься производством фильмов, и с этой целью основал
собственную компанию, «Даймонд Филмз». На съёмках Содома и Гоморры (1963) он
завязал отношения с Джозефом Е. Ливайном, который помог ему собрать деньги на Зулусов
(1964) Эндфилда.
Фильм имел огромный успех в прокате и помог стать
звездой Майклу Кейну. Бейкер сыграл главную роль лейтенанта Джона Чарда, которая
до сих пор остается его самой запоминающейся ролью. С 1972 года до своей смерти
в 1976 году Бейкер владел его наградами - Крестом Виктории и Медалью за
Зулусскую войну (Чард умер в возрасте 49 лет в 1897 году и был всего на год старше Бейкера
на момент его смерти, оба умерли от рака).
Зулусы (1964) |
Затем Бейкер снялся ещё в двух фильмах в Африке - Дингака (1965) и Пески
Калахари (1965), последний также и продюсировал, однако ни один из них не
повторил успеха Зулусов. Планировавшиеся киноверсия романа Уилбура Смита Когда
пируют львы и история об эпохе англо-бурской войны Боевые кони так и не были
сняты.
Затем Бейкер совместно с Майклом Дили сформировал новую кинокомпанию «Оукхёрст Продакшнс»
(Oakhurst Productions),
которая выпустила такие фильмы как Ограбление (1967),
Ограбление по-итальянски
(1968) и Где Джек? (1969). В некоторых из них Бейкер снялся сам, параллельно продолжая
играть в фильмах других продюсеров, создавая такие прекрасные работы как, к
примеру, в Несчастном случае Джозефа Лоузи (1967).
Ограбление (1967) |
Несчастный случай (1967) |
Более поздняя карьера
В 1970-х Бейкер расширил свои деловые интересы. Он был одним из
членов-учредителей телеканала «Харлек Телевижн» (Harlech Television) и
продолжал быть его директором вплоть до своей смерти. С Майклом Дили и Барри Спилкингсом
он создал компанию «Грейт Вестерн Энтерпрайзис» (Great Western Enterprises), которая участвовала
в ряде проектов в развлекательной сфере, в частности, в проведении музыкальных
концертов и приобрёл большое здание на берегу Темзы. Они также были частью
консорциума, купившего кинокомпании «Бритиш Лайон Филмз» (British Lion Films)
и «Шеппертон Филмс» (Shepperton Studios), продав их
здания с целью финансирования. В 1972 году Бейкер сказал:
"Я люблю бизнес за его активность, целеустремлённость. Актёрство
удовлетворяет эго, (но) настоящий драйв - в бизнесе ... Я до сих пор удивляюсь
своим успехам в бизнесе".
Однако Бейкер стал жертвой неправильного выбора времени. В конце 1960-х годов
британская киноиндустрия вошла в серьезный спад, и многие картины «Оукхёрст
филмз» оказались неудачными в прокате; планы снять костюмированную драму Чёрное
солнце режиссера Гордона Флеминга не увенчались успехом. Его попытки экспансии
в музыкальные фестивали в конечном счете оказались катастрофическими - поп-фестиваль
Great Western Bardney в Линкольне принёс
убытки в 200 000
фунтов. В конце 1973 года британский фондовый рынок потерпел крах, погрузив утонувшую
в долгах «Бритиш Лайон» в смятение. Бейкер был вынужден продолжать сниматься,
чтобы оплачивать счета, часто принимая роли в проходных фильмах, отрицательно влиявших
на его статус звезды. Его сын Глинн позже сказал:
"Чтобы сохранять компанию на плаву моему отцу приходилось принимать все
предложения, снимаясь в ошеломляюще плохих поделках вроде итальянско-венесуэльской
Попси Поп или Ящерицы в женском обличье (оба 1971), последний - из разряда полной
бессмыслицы. Даже в самый вялый период у Стэнли работало не менее 100
сотрудников. Так мы и работали – берём деньги, лепим этот мусор в надежде, что
никто никогда его не увидит".
По словам Майкла Дили, финансисты «Бритиш
Лайон» не были довольны участием Бейкера в управлении компанией, так как
чувствовали, что его внимание было больше сосредоточено на актёрской карьере. К
концу своей жизни Бейкер снизил свою предпринимательскую активность и работал больше
как актёр, принимая роли в телевизионных сериалах, в том числе в двух телеспектаклях
Месячной серии «Би-Би-Си»: Тайная подмена и Робинзон Крузо (оба 1974). Уэльская
экранизация «Би-Би-Си» Как зелена была моя долина (1975-76) была одной из его
последних ролей. Однако незадолго до смерти он планировал начать съёмки приквела
Зулусов – Рассвет зулусов.
В своей книге Британские характерные киноактёры 1982 года Теренс Петтигрю вспоминает,
что "поначалу Бейкер играл крепких и вспыльчивых грубиянов из низших
сословий. Он элегантно превратился в компетентного тяжеловеса в голливудском
стиле, перед тем как его боссы, желая добиться международной популярности
Бейкера, пригладили его харизму, сделавшую его звездой. Но при трансформации
часть этих великолепных шероховатостей и устрых углов исчезла."
Личная жизнь
Он был близким другом и собутыльником другого уэльского актёра Ричарда Бертона.
Хотя некоторые говорили, что оба учились в школе у одного и того же учителя,
который поощрял их театральные способности, на самом деле, учителем и
наставником Бейкера был Глин Морс из Ферндейла, тогда как Бёртон учился у
Филиппа Бёртона.
В 1950 году Бейкер женился на актрисе Эллен Мартин, с которой его познакомил Бёртон.
Отношения продолжались до самой его смерти, и в их браке родилось четверо детей:
близнецы Мартин и Салли, а также Глин и Адам.
Вне экрана Бейкер был убеждённым социалистом и дружил с премьер-министром-лейбористом
Гарольдом Вильсоном. Он был ярым противником уэльского национализма и даже записывал
телепередачи в поддержку уэльской лейбористской партии. Невзирая на свои левые
социалистические взгляды Бейкер получал огромные гонорары и имел большой дом в
Испании, а его дети обучались в дорогих частных школах, за что он подвергался
ожесточённой критике. В 1960-х годах он подумывал об эмиграции по соображениям
снижения налогового бремени, но в итоге решил, что ему будет слишком не доставать
Британии. Многие из его друзей считали, что попытками трансформировать себя в
бизнесмена Бейкер навредил своей актерской карьере. В интервью незадолго до
смерти он признался, что всю свою жизнь был азартным игроком, хотя, тем не
менее, у него всегда было достаточно денег, чтобы заботиться о семье.
27 мая 1976 г. было объявлено, что Бейкер будет удостоен
рыцарского звания в соответствии со спорным наградным списком подавшего в
отставку Вильсона, известным как Лавандовый список, однако до церемонии не
дожил.
Смерть
Бейкер был заядлым курильщиком сигарет и сигар. Ему был поставлен диагноз рака
легких 13 февраля 1976 года. В конце того же месяца он перенёс операцию, однако,
рак распространился на кости, и в том же году Бейкер умер от пневмонии в
Малаге, Испания, в возрасте 48 лет. Он был кремирован в крематории Патни Вэйл,
но его прах был развеян с вершины Ллэнвонно над его любимым Ферндейлом. Незадолго
до его смерти он сказал своей жене:
"У меня нет никаких сожалений, у меня была фантастическая жизнь. Ни у кого
не было жизни фантастичнее моей. С самого
начала жизни я был окружён любовью.. Я - сын уэльского шахтёра и был рождён в..
любви, женился по любви и всю свою жизнь прожил в любви».
Бейкер несколько раз фигурировал в ежегодных опросах
британских кинозрителей в списке самых популярных звёзд национального кино:
• 1957 - 7-е место по популярности среди британских звёзд
• 1958 - 10-е место по популярности среди британских звёзд
• 1959 - 4-е место по популярности среди британских звёзд• 1960 - 8-я место место по популярности среди звёзд в Великобритании независимо от национальности
Награды
• 1959 BAFTA (награда Британской академии кино и телевизионных
искусств) - номинация «Лучший британский актёр» за фильм Вчерашний враг.
Источник: Википедия (перевод мой)
Фильмография Хаммер:
Молочник в фильме Ливень (1951)
Джо в фильме Дело Росситера (1951)
1-й репортёр в фильме Whispering Smith Hits London (1952)
спасибо, интересно
ОтветитьУдалить