От персонажей Эндрю Кира, по происхождению сына шахтёра, всегда веяло мощью и мужеством. Профессор Бернард Куотермасс, отец Шандор - истребитель вампиров из фильма Дракула - Князь тьмы - краеугольные, знаковые образы в галерее персонажей Хаммер.
Эндрю Кир (настоящее имя Эндрю Багги) (3 апреля 1926 - 5
Октября 1997) - шотландский актер, получивший известность благодаря участию в
ряде фильмов компании "Хаммер фильм" в 1960-х годах.
Его профессиональная
карьера длилась с 1940-х по 1990-е годы, в течение которых он также активно
работал на телевидении и в театре. К наиболее его памятным главным ролям относят
образы профессора Бернарда Куотермасса в "хаммеровской" киноверсии Куотермасс и
раскоп (1967) и Томаса Кромвеля в пьесе Роберта Болта Человек на все времена
1960 года.
В некрологе газеты Таймс он был назван "обладающим значительным диапазоном и
неоспоримой индивидуальностью".
Молодость и начало карьеры
Урождённый Эндрю Багги, Кир родился в Шоттсе (Shotts), Северный Ланаркшир в Шотландии,
в семье шахтёра, в которой кроме него было ещё пять братьев и одна сестра. В
возрасте четырнадцати лет бросил школу и начал работать в угольной шахте вместе
с отцом. Заниматься актёрством он начал случайно, однажды заменив не явившегося
актёра из любительской труппы на спектакле в доме культуры шахтёров. Кира
уговорили исполнить в пьесе незначительную роль фермера, однако качество его
игры так понравилось, что он стал участвовать в спектаклях труппы регулярно.
Талант Кира был замечен на конкурсе в Инвернессе, и ему
предложили стать профессиональным актером в театре "Юнити" в Глазго. Так как шла
Вторая мировая война, оставить свою профессию шахтёра и принять предложение он
смог только после поставленного ему диагноза пневмокониоз, который освободил
его от работы в шахте.
Через несколько месяцев работы в театре "Юнити", ему предложили место в "Гражданском
театре Глазго" (Glasgow's Citizens' Theatre) под руководством Тайрона Гатри. Он
согласился и проработал в этом театре девять лет. В Гражданском театре Глазго Кир
был современником Филлиды Лоу и Фултона Маккея. Кир и Маккей часто провожали
Филлиду Лоу от театра до местной трамвайной остановки, чтобы к ней не
приставали местные хулиганы из-за английского акцента, над которым она работала
в театральном училище.
Он дебютировал в кино в 1950 году в фильме Леди искала приключений, однако свою
первую заметную роль на экране сыграл в 1952 году в фильме Храбрецы на плачут.
Фильм рассказывал о спасении группы шахтёров, заблокированных в шахте в
результате аварии, и Кир играл одного из шахтёров, который делает ставку на
скачках по внутреннему телефону шахты, находясь в ловушке, а после спасения,
поднявшись на поверхность, спрашивает, кто выиграл гонку.
Основные театральные
и кинороли
На протяжении 1950-х годов ему стали доставаться все более заметные кинороли, в
числе которых комедия студии "Илинг" Мэгги (1954) и фильм о Титанике Незабываемая ночь (1958), в котором
он сыграл второго инженера Джеймса Хескета. В 1963 году он исполнил роль Марка Випсания Агриппы в
пеплуме Клеопатра с участием Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор.
Кир не прекращал играть на театральных подмостках. В 1959 году он исполнил роль
Роберта Бернса на конкурсе Я, Роберт
Бернс, посвящённом 200-летию со дня рождения поэта. В 1960 году Кир впервые
для себя сыграл Томаса Кромвеля в оригинальной театральной постановке пьесы Роберта
Болта Человек на все времена. Эта роль Кир была высоко оценена театральным
критиком Таймс, который назвал его "образом, приковывающим внимание".
В 1964 году в первоначальном вест-эндском составе мюзикла Лайонела Барта Мэгги
Мэй он сыграл профсоюзного лидера.
На телевидении он также стал появляться с начала 1950-х годов, сначала на
канале "Би-Би-Си", и, в дальнейшем, на протяжении десятилетия и в 1960-х годах
продолжал играть небольшие роли во многих телесериалах, в том числе в Опасном
человеке, Журнале пациентов доктора Финлея, Мстителях и Машинах Z. Тем не менее, именно
благодаря таким ролям 1960-х и ранних 1970-х годов, в частности, благодаря
«ужасам Хаммер» Кир и стал известным. Он сыграл в фильмах Пираты Кровавой реки
(1962), Дракула - Князь Тьмы (1966) и Кровь из гробницы мумии (1971). Однако до
сих пор его самой удачной и важной для студии Хаммер считается роль в фильме
1967 года Куотермасс и раскоп, которая была одной из любимых ролей Кира. Из некролога
Кира в "Индепендент": "благодаря смеси грубой решимости, интеллекта и чудаковатости
образ профессора в исполнении Кира стал точным и исчерпывающим".
Куотермасс и раскоп (1967) |
Более поздняя карьера
Кир продолжал появляться на экране на протяжении 1970-х и 80-х годов, в таких
фильмах как Цеппелин (1971) и Тридцать девять ступеней (1978). Его
телевизионные работы по-прежнему пользовались успехом. Австралийский сериал с
его участием Посторонние в очередной раз продемонстрировал широкий диапазон характеров,
которые он мог убедительно играть, однако снискал меньше похвальных оценок, чем сериал "Би-Би-Си" Рабочие лошадки, за который он был
номинирован на награду BAFTA в номинации Лучший Актер Шотландии. Он продолжал часто появляться в
телесериалах до 1990-х годов, в частности приглашенной звездой в эпизоде сериала Хэмиш Макбет, сценарий которого был написан специально для него. Продюсером сериала была его дочь Дейдре.
Его последней значительной ролью на экране стал Джон
Кэмпбелл,2-й герцог Аргайл (1678-1743) в фильме 1995 года Роб Рой, хотя в 1997
году, в год своей смерти, он ещё сыграл Фергуса в фильме Жеребец принцессы.
Герцог Аргайл был ещё одной его любимой ролью. Его последним профессиональным
появлением было возвращение к образу Куотермасса в радиосериале BBC 1996
года Мемуары Куотермасса. Это финальное выступление получило высокую оценку радиокритика "Индепендент": "Этот сериал до сих пор был чрезвычайно приятен - во многом
благодаря Эндрю Киру, который воссоздаёт роль Куотермасса в драматических
интермедиях; другие актеры обращались бы с пессимистическим сценарием Найджела Нила
с некоторой отстраненностью, но Кир в состоянии заряжать ужасом даже самые
банальные фразы, чему стоит и порадоваться, и поучиться". Он скончался в больнице
в Лондоне в возрасте семидесяти одного года. С 1948 до 1977 года он был женат
на Джулии Уоллес, и у них было два сына и три дочери. В 1977 году он женился на
Джойс Скотт Паркер, которая пережила его, как и его пятеро детей от предыдущего
брака. Одной из его дочерей является актриса Джули Т. Уоллес.
Источник: Википедия (мой перевод)
Фильмография Хаммер:
Петерсон в Леди искала приключений (1950)
Джейсон Стэндинг в Пираты Кровавой реки (1962)
Том, отец Гарри в Дьявольский пиратский корабль (1964)
Отец Шандор в Дракула - Князь тьмы (1966)
Октавиан в Королева викингов (1967)
Профессор Бернард Куотермасс в Куотермасс и раскоп (1967)
Профессор Джулиус Фукс в Кровь из гробницы мумии (1971)
Галерея:
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Вторжение Далеков на Землю (1966) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Куотермасс и раскоп (1967) |
Женщина Адама (1969) |
Сражающийся принц Донегала (1966) |
Штурм железного побережья (1968) |
Штурм железного побережья (1968) |
Штурм железного побережья (1968) |
Штурм железного побережья (1968) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий